В крымском городе Евпатория находится единственный в Европе монастырь дервишей, сохранивший свой первоначальный вид. На территории монастыря находятся разные постройки – мечеть Шукурулла-эфенди, минарет, текие (храм) дервишей, медресе, которые были построены на протяжении XV-XVII веков.
Слово «дервиш» персидского происхождения и означает «нищий», но это не значит, что монастырь был приютом для действительно нуждающихся людей. Дервиши – это, прежде всего, отшельники, скитальцы-мистики, искатели истины. И они всегда были владельцами значительных состояний, потому что каждый мусульманин считал своим священным долгом дать подаяние.
Дервиши считались почти святыми, они были уважаемы в мусульманских странах и в Крыму. Они занимались врачеванием, толкованиями снов, продажей амулетов, перепиской книг.
Дервиши не склоняли головы даже перед султанами, потому что кланялись им. Странствуя из одного населенного пункта в другой, они разносили новости и слухи, играя роль современных радио и телевидения.
Эвлия Челеби, путешественник из Турции, писал в XVII веке после того, как побывал в Крыму, что в Гезлеве (нынешняя Евпатория) находятся три дервишских монастыря, настоятелем наиболее людного является «Ахмед-эфенди из Кёледжа».
Возле Одун-базара сохранился текие дервишей, который был основан членами ордена Мевлана, выходцами из турецкого города Конья. Этот орден был основан великим мыслителем и гуманистом XIII века Мевлана Джалаледдин Мухаммед Руми, который известен у нас как поэт.
Дервишей, принадлежавших к ордену Мевлана, называли «вертящимися дервишами». Об их особых богослужениях с песнопениями и ритуальными плясками в Европе ходят легенды. Ни один из европейцев не мог видеть эти действа собственными глазами, потому что посторонние сюда не допускаются.
Вплоть до присоединения Крыма к России в конце XVIII века «вертящиеся дервиши» кружились здесь в ритуальных танцах. Странствующих дервишей перестали пускать на территорию полуострова, и храм постепенно запустел. Лишь мечеть Шукурулла-эфенди, расположенная рядом с текие, продолжала действовать. После революции мечеть была закрыта, а территория обители была передана Черноморскому флоту для размещения складов. Только в 2000 году религиозная община Крыма смогла вернуть монастырский комплекс.
После небольших раскопок на территории монастыря было обнаружено захоронение Отеш-деде – самого древнего крымского мусульманского святого. А по ночам здесь ходит призрак молодого мужчины в белом – тень имама, убитого красными в 1918 году.
Сейчас в помещении бывшего медресе находится музей крымскотатарской этнографии, в котором экспонируются образцы национальных ремесел, домашняя утварь, предметы быта.
Супер. Рекомендую всем для посещения,уникальное место.